3.6.1. Взаимосвязь между финансовыми коэффициентами
В ходе анализа часто бывает полезно представить норму доходности активов (ROA) в вш1е произведения двух других коэффициентов;
кпл _ ЕВТТ Объем продаж
Объем продаж Стоимость активов
= Рентабельность продаж х Оборачиваемость активов ROS х АТО
То, что коэффициент ROA может быть представлен через коэффициенты ROS и АТО, подчеркивает тот факт, что фирмы, работающие в разных сферах, могут иметь совершенно разные коэффициенты рентабельности продаж и оборачиваемости активов и в то же время одинаковые показатели доходности активов. Так, например, супермаркеты, как правило, характеризуются низкими показателями рентабельности от продаж и высоким коэффициентом оборачиваемости активов, в то время как для дорогого магазина ювелирных изделий обычно характерно обратное соотношение. И при этом оба магазина могут иметь одинаковый коэффициент доходности активов-
Чтобы проиллюстрировать вышесказанное, давайте рассмотрим две фирмы с одинаковым коэффициентом доходности активов, равным 10%, Первая фирма представляет собой сеть супермаркетов, а вторая — это компания, специализирующаяся на предоставлении коммунальных услуг. Как видно из табл. 3,6, сеть супермаркетов имеет "низкий" коэффициент доходности продаж (2%) и достигает 10%-ного показателя доходности активов, "оборачивая" свои аетивы пять раз в год. Что же касается капиталоемкой сферы коммунальных услуг, то коэффициент оборачиваемости активов (АТО) фирмы, работающей в этой сфере, составляет всего 0,5 раз в год, и Ш%-ный
При увеличении финансового левериджа повышается степень изменчивости ROE в течение делового цикла, а также вероятность банкротства компании. В табл. 3.8 отображено, как изменяются коэффициенты доходности активов (ROA) и капитала (ROE) при трех разных сценариях, каждый из которых соответствует разным фазам делового цикла. В нашем примере мы исходим из предположения, что процентная ставка по заемному капиталу компании Па Ifdebt составляет 10% годовых.
Предположим, например, что компания продает аннуитеты людям, которые выходят на пенсию в возрасте 65 лет. Если рассматривать все население, то можно выделить в нем три группы людей: люди типа А живут после выхода на пенсию 10 лет, типа В — 15 лет, типа С — 20. В среднем после выхода на пенсию человек живет 15 лет. Если компания назначит цену на аннуитет, исходя из ожидаемой продолжительности жизни, равной 15 годам, то вскоре выяснится, что среди ее клиентов преобладают исключительно группы В и С. Пенсионеры группы А сочтут, что покупка такого аннуитета — невыгодная для них сделка, и не станут покупать его.
Этап 1. Определите соотношение между ожидаемой доходностью и долей инвестиций, приходящейся на рискованный актив.
|